ВСОКО
Внутренняя система оценки качества образования в дошкольном образовательном учреждении - описание модели ВСОКО
Качество дошкольного образования определяется как соответствие системы дошкольного образования, происходящих в ней процессов и достигнутых результатов ожиданиям и требованиям государства (ФГОС ДО), общества и различных групп потребителей: детей, родителей, педагогов ДОУ.
Обеспечение качества образования является обязанностью каждого образовательного учреждения. Произошедшие изменения в системах оценки качества общего образования на всех уровнях: федеральном, региональном, муниципальном; определили пути совершенствования ВСОКО в нашем Учреждении - обеспечения востребованности ее результатов на основе отбора необходимых и достаточных механизмов, процедур, инструментария; для принятия эффективных управленческих решений - непрерывного внутриорганизационного контроля качества образования, направленного на его повышение.
В современных условиях управление качеством образования является важной характеристикой, имеющей нормативную поддержку системы оценки качества образования и определяющей конкурентоспособность современного дошкольного учреждения.
Наша модель имеет цели и задачи и развивается в соответствие с принципами. Для успешного функционирования ВСОКО в Учреждении нами была определена структура управления, которая представляет собой представляет совокупность органов самоуправления в составе:
- управляющего совета,
- общего собрания работников,
- педагогического совета;
- должностных лиц, между которыми распределены полномочия и ответственность за выполнение функций по оценке качества образования.
Между каждым составляющим структуры распределены полномочия и ответственность за выполнение определенных функций по оценке качества образования и осуществляется взаимодействие в вопросах обеспечения функционирования ВСОКО в Учреждении через такие формы, как оперативные совещания административного состава, оперативные совещания у старшего воспитателя и у заведующего, заседания рабочих и творческих групп, заседания педагогического совета, совещания ПМПК, совещания Управляющего совета, общие собрания (конференции) работников Учреждения и т.д.
Определены объекты и субъекты ВСОКО.
Организационная структура модели ВСОКО Учреждения включает в себя следующие компоненты:
- Объекты ВСОКО (инвариантные и вариативные);
- Субъекты оценивания (должностные лица или уполномоченные работники, в том числе представители органов государственно-общественного управления);
- Перечень инструментария оценивания и процедура оценивания;
- Периодичность оценивания объектов ВСОКО;
- Нормы соответсвия федеральным, региональным, институциональным требованиям;
- Локальные акты Учреждения, в которых регламентируются требования к выполнению установленных норм;
- Перечень управленческих решений, обеспечивающий требуемый уровень качества образования в Учреждении.
- образовательные программы дошкольного образования;
- условия реализации образовательных программ;
- результаты освоения воспитанниками образовательных программ.
Механизмами ВСОКО в соответствие с законодательством, региональной моделью оценки качества являются:
· Оценка качества образовательных программ дошкольного образования;
· Оценка качества условий реализации образовательных программ дошкольного образования;
· Оценка качества результатов освоения воспитанниками образовательных программ дошкольного образования.
ВСОКО
объекты | субъекты |
Что оценивается? | Кто оценивает? |
Образовательный процесс, организованный в соответствие с ФГОС ДО |
Заведующий Учреждением, старший воспитатель, |
Условия в соответствие с ФГОС ДО | Заведующий Учреждением, старший воспитатель, педагоги, специалисты, |
Результаты освоения ООП ДО | Педагоги, специалисты для индивидуализации образования |
Степень удовлетворенности родителей качеством деятельности | Заведующий Учреждением, старший воспитатель, педагоги, специалисты |
Процедуры ВСОКО - это комплекс процедур: постоянные и периодические;
инвариантные и вариативные.
Постоянные процедуры | Периодические процедуры | ||
инвариантные | вариативные | инвариантные | вариативные |
- мониторинг системы образования -функционирование федеральных и региональных информационных систем |
- внутренний мониторинг качества образования - контроль деятельности должностных лиц |
-лицензирование -государственный (контроль) надзор в сфере образования -аттестация педагогических работников -учет национальных, региональных, этнокультурных особенностей региона, города |
-мониторинг -педагогическая диагностика -экспертиза рабочих программ -конкурсы -проекты -конференции -фестивали -акции -спартакиады -участие в КПК -участие в РМО -участие в научно-исследовательской работе(обобщение передового педагогического опыта, издание статей, методических рекомендаций и т.д.) |
Реализация модели ВСОКО в Учреждении обеспечивает следующие положительные результаты на уровне администрации образовательной организации:
· создание условий и совершенствование нормативной базы, обеспечивающей функционирование ВСОКО;
· управление качеством образования на основе результатов ВСОКО (совершенствование образовательных программ, условий их реализации);
· привлечение педагогов и общественности к совершенствованию и функционированию ВСОКО;
· организация методической работы, дополнительного профессионального образования с целью преодоления профессиональных затруднений и обеспечения профессиональных потребностей педагогов, выявленных по результатам ВСОКО;
· организация работы по обеспечению информационной открытости результатов ВСОКО;
· совершенствование образовательной деятельности (включая технологии, методы и приемы обучения и воспитания) по результатам ВСОКО;
· стимулирование труда педагогических работников с учетом результатов их вклада в достижение показателей ВСОКО;
· организация аттестации педагогических работников с учетом результатов их вклада в достижение показателей ВСОКО;
на уровне профессиональных объединений педагогов образовательной организации:
· осуществление методической работы с целью преодоления профессиональных затруднений и обеспечения профессиональных потребностей педагогов, выявленных по результатам ВСОКО;
· обобщение и распространение передового педагогического опыта по осуществлению мероприятий ВСОКО (разработка процедур и инструментария оценки качества; эффективные приемы анализа результатов процедур оценки качества; эффективные методы и приемы обучения и воспитания по результатам мероприятий ВСОКО);
на уровне педагогических работников:
· совершенствование профессиональных компетентностей в сфере оценки качества образования;
· мотивационная готовность к участию в разработке, проведению, анализу и интерпретации результатов инструментария для проведения процедур ВСОКО;
· отбор и применение на основе результатов ВСОКО современных образовательных технологий, а также процедур и технологий оценивания индивидуальных достижений обучающихся.
Алгоритм функционирования ВСОКО обеспечивает эффективность данной модели и соответствие установленным нормам при достижении качества образования.
Совершенствование ВСОКО очень сложный и длительный процесс, но уже сформированный определенный перечень управленческих действий и решений, помогает нам уже сегодня определить прогнозы развития ВСОКО Учреждения на будущее.
29.11.2021 на базе нашего детского сада прошло в онлайн режиме районное методическое объединение воспитателей «Необходимость регулирования качество образовательной среды в ДОУ через внутреннюю оценки качества образования (ВСОКО)». На РМО были представлены цели, задачи оценки качества образования на уровне ДОО, критерии и показатели оценки в соответствии с поставленными задачами, формы, методы проведения оценки качества образования. Актуальность совершенствования ВСОКО в МБДОУ «Радуга» была обусловлена современными социально-экономическими условиями и изменяющимися требованиями к управлению качеством образования.
Нашими педагогами был снят фильм в двух частях «Пути повышения качества образовательного процесса через внутреннюю оценку качества образования при использовании инновационных современных технологии». Пропагандировались современные методы, приемы и технологии в образовательной деятельности. Проведение РМО способствовало повышению качества образовательного процесса в ДОУ с учетом требований ФГОС.
Организация ВСОКО
«Пути повышения качества образовательного процесса через внутреннюю оценку качества образования при использовании инновационных современных технологии»
Часть 1. https://yadi.sk/i/PPvrV3dRiEwnsw
«Пути повышения качества образовательного процесса через внутреннюю оценку качества образования при использовании инновационных современных технологии»
Часть 2. https://yadi.sk/i/NSCT7AknK8a2Zg
Программа внутренней системы оценки качества образования МБДОУ Емельяновский детский сад Радуга комбинированной направленности
Положение о внутренней оценки качества образования
Годовая циклограмма внутренней системы оценки качества образования (ВСОКО)на 2021-2022 учебный год
Приложение к программе по ВСОКО МБДОУ Радуга (Аналитические таблицы)