Обучение грамоте у детей с ОНР
В группу комбинированной, компенсирующей направленности детского сада поступают дети имеющие дефекты произношения, бедный словарь, употребляющие короткие фразы, которые пестрят аграмматизмами. Многие родители задают вопрос, а для чего моему ребенку обучение грамоте, ведь логопед должен ставить звуки. Отвечу на этот часто задаваемый вопрос.
Что дает ребенку обучение по программе логопедической группы?
У детей усвоивших программу логопедической группы, воспитывается особая чуткость к звучанию и написанию слов, что дает преимущество при дальнейшем школьном обучении. Наши дети (еще раз повторяюсь – усвоившие программу обучения и воспитания) практически избавлены от наиболее распространенных ошибок первоклассников: пропусков, перестановок, замен букв. Они не застревают на этапе слогового чтения, быстро и без особых усилий переходят к слитному чтению целыми словами. И, наконец, самое важное, у детей формируется интерес к языку и его законам. И, самое важное, предлагаемая в комбинированной, компенсирующей группе система обучения грамоте не сводится к тренировке навыков, а является важным шагом психического развития ребенка.
Основной принцип этой системы обучения грамоте состоит в том, что знакомству и работе ребенка с буквами предшествует добуквенный, чисто звуковой период обучения. Буква – это фотография звука. Знакомство с буквенным знаком будет безрезультатно, если ребенок не знает, что именно этим знаком обозначается, то есть знаки звуков бессмысленно вводить до знакомства с самими звуками. Причем речь идет не об умении ребенка правильно произносить звуки, а о навыке звукового анализа, то есть умении сознательно, намеренно, выделять звуки в слове.
Для дошкольников работа со звуками очень сложна, поэтому звуковой анализ – добуквенный период обучения грамоте занимает у логопеда очень много времени. Существует множество игровых приемов обучения детей 4-5 летнего возраста. Широкое их использование обеспечивает успех логопедических занятий, делает их увлекательными и желанными для ребенка. Эти игры помогают ребенку выделить звук как «строительный кирпичик» слова. Итак, наш путь к грамоте – играем со звуками и буквами. Ведь письмо - перевод звуков речи в буквы, а чтение – перевод букв в звучащую речь.
Ребенок – дошкольник может научиться выделять в слове отдельные звуки только с помощью определенного способа действия со словом – интонационного выделения, последовательного протягивания звуков в произносимом слове.
Если нам удалось научить ребенка различать твердые и мягкие согласные, глухие и звонкие, определять место звука в слове, подбирать слова на заданный звук, т.е. сама звуковая форма слова стала заметней и ощутимей, то позднее, в школе, - на такую чувствительную основу легко лягут соответствующие фонетические понятия и термины.
Учитель-логопед: Буйнова Олеся Александровна